160x80
160x80
160x80
160x80
160x80
160x80
Арзамас Гид

Абрамово История сюда входила, не сгибалась


Автор Арзамас Гид от 11.02.2013, 10:40

Литературная композиция

«История сюда входила, не сгибалась...»

(история села Абрамово в творчестве поэтов – земляков и в документах)

Автор работы

«Я к вам привязан прочно
С детства самого,
Та связь не ослабела и сейчас,
Незнаменитое село Абрамово
И городок районный Арзамас».

А.И. Плотников

с. Абрамово на карте
Въезд в с. Абрамово со стороны г. Арзамаса

Чтец-1 (на фоне музыки).
«Абрамово»
Куда б меня
Дорога ни вела,
Мне маяком
Единственным служили
Огни большого
Русского села,
Где прадеды и деды мои жили.
И где живет
Моя родная мать.
И как же мне
Туда не возвратиться?
Ведь только там
Мне чувствовать и знать,
Что было,
Есть
И что потом случится.
.
А.И. Погодин

Ведущий 1: Прозвучало стихотворение Александра Погодина. Оно о нашем селе. Действительно, большое, русское, старинное село… Его возникновение уходит в далекую старину, к 16 веку. Своим возникновением село обязано царю Иоанну Грозному. Заглянем в книгу известного арзамасского летописца Н.М. Щеголькова «Исторические сведения о городе Арзамасе». Вот что он пишет о тех далеких годах:
«Иоанн IV, несмотря на свой жестокий нрав, был религиозен и своеобразно благочестив и, строя церкви на пути своем, в местах, новоприобретенных для Русской Церкви и Державы, давал в эти храмы на память о себе святые иконы, церковную утварь и т. п.
Кроме, вышеупомянутых нами, царских врат в с. Саконы и серебряного ковша в церкви села Кужендеева, памятниками царя Иоанна Грозного и его похода были: 1. Образ св. Николая Чудотворца и Иоанна Воина с уцелевшими остатками тонкого серебряного оклада, принадлежавший в 1850 году крестьянину с. Абрамова Арзамасского уезда Максиму Сидорову. По преданию это одна из пяти икон, данных Грозным пяти окрещенным в то время мордвинам, которые жили на месте нынешнего села Абрамова…»

Ведущий - 2. Эта запись, «Арзамасские поместные акты 1578-1618 годов», собранные и редактированные С.Б.Веселовским, экспозиции Арзамасского исторического музея свидетельствуют о том, что появление с. Абрамова связано с третьим походом Ивана Грозного на Казань. По преданию, царь Иван Грозный во время своего похода в 1552 году сбился с пути и шел в сторону нынешнего Абрамова от Сакон. Каждый свой стан царь отмечал: делал курган или ставил церковь - обыденку. Такая церковь строилась и освящалась в течение дня, до захода солнца. Появление новой церкви означало появление нового села. По преданиям, такая церковь была построена и в Абрамове. Это время и считается временем образования нашего села - 1552 год.

Ведущий - 1. Что же получается? Нашему селу почти 460 лет?! Поистине старинное село! Позднее на месте деревянной церкви были построены две церкви, теплая и холодная, освященные в честь Иоанна Предтече, ангела-хранителя царя Ивана Грозного. Престольным праздником в селе стал праздник Рождества Иоанна Предтечи - 7 июля.


Старая церковь с. Абрамова

Много воды утекло с тех пор, много событий пронеслось над селом. В начале XX века в селе проживало более 1400 человек. Но более половины земель принадлежало кулакам. Богатые жили припеваючи, а бедняки еле-еле сводили концы с концами.


Дом Александра Ивановича Плотникова построен на месте родительского дома.

Чтец - 2. «Мой деревенский дом».
Мой деревенский дом,
Наличники резные.
Не выветрился в нем
Сосновый дух России.
И деды, и отцы
Пускай в лаптях ходили –
Дубовые венцы
Под срубы подводили.
Чтоб прочно дом стоял,
Чтоб жил в нем запах хлеба,
Чтоб окнами сиял,
Коньком врезаясь в небо.
И пусть прошли года,
И в землю врос он малость,-
История сюда
Входила, не сгибалась.
Крестьянская изба,
Светясь, Октябрь встречала.
Родной колхоз «Борьба»
Вот здесь берет начало.
Шел старый мир на слом.
Крутые перемены,
Собраний шум и гром -
Все помнят эти стены.

А.И. Плотников


«Заявление на вступление в колхоз»

Ведущий 2. Этому документу более 80 лет. На нем дата – 1928 год. Это заявление о вступлении в колхоз. Чернила давно уже выцвели, но почерк четкий, разборчивый.

Чтец – 3.
«Трудный 29-й год»
Трудный 29-й год –
Поворот в крестьянской судьбе.
Как на сходку, сельский народ
Собирался в нашей избе.
Возбужденные мужики –
Полушубки да пиджаки,
Да треухи всяких мастей,
Да плетеный узор лаптей.
И рассаживались, кто как мог:
На скамейку и на порог,
Кто плечом подпирал косяк.
Рассуждали и так, и сяк.
О колхозе наперебой
Толковали между собой.
Помню: лампы тусклый огонь
Трепетал, как желтый птенец.
Трубку выколотив о ладонь,
Горячо говорил отец.
Говорил своим землякам,
К новой жизни тропку ища:
- Заводить бы артель и нам
Да хозяйствовать сообща!
Будет трактор в нашем селе,
Будет сеялка не одна,
И взойдут на нашей земле
Новой жизни той семена.

А.И. Плотников

Ведущий 1. Под заявлением в колхоз идут подписи всех записавшихся в артель. И первый в списке - отец А.И. Плотникова - Иван Петрович.


Иван Петрович Плотников

Чтец 4.
«Мой отец»
Прочь из сердца жалость гоня,
Отдал первый в колхоз коня,
Отдал кузницу, не жалел,
От работы жаркой хмелел.
Я, юнец, раздувал меха,
Отбивал отец лемеха,
Высоко ручник заносил,
Ударял, не жалея сил.
Только пот катился с лица
Вдохновенного кузнеца.
Только соли вкус на губах,
Только гром кувалды в ушах.
С этой музыкою знаком,
В такт подыгрывал ручником.
Деловито плевал в ладонь,
Осыпал его искр огонь…
Лемеха кузнец отбивал,
Оси ладил, плуги чинил.
Он колхоза судьбу ковал,
Жизнь, историю он творил.

А.И. Плотников

Ведущий 1. Иван Петрович расписался же и за многих неграмотных. Список заверили в сельсовете гербовой печатью, Осталось только передать заявление в уездное земельное управление. Но кулаки повели яростную агитацию против колхоза. К 1929 году в артели осталось лишь 13 хозяйств. Они и положили начало колхозу «Борьба». А председателем избрали 24 – летнего активиста Постникова Константина Николаевича.


Первый председатель – Постников Константин Николаевич

Постников К.Н. – 1989 год, Нижний Новгород

Чтец 5.
«Первый председатель»
Памятный, далекий
Год двадцать девятый.
Шумные собрания,
Коромыслом дым.
И в косоворотке,
Статный да чубатый,
Он идет сквозь годы
Шагом молодым.
Он наград высоких
Не был удостоен,
Но умом и сердцем
Верен Ильичу,
Он творил эпоху
Новый мир он строил,
И любое дело
Было по плечу.
Сам шагал за плугом,
Пот горяч и солон:
Нелегко тот древний
Пласт перевернуть.
Первой, самой трудной,
Бороздою шёл он,
Выводил деревню
На колхозный путь.
Кулаков не миловал,
Тверд был, как железо,
Были те денечки
Ой, как горячи.
Черным, злобным глазом
Старого обреза
Смерть его пыталась
Выследить в ночи.
Только отсырел, знать,
Порох в тех патронах,
Задохнулась злоба
В ржавом том стволе.
Благородной, чистой
Сединою тронут,
Человек хозяйски
Ходит по земле.
Круто выгибает
Рожь лебяжью шею,
И звенят победно
Спелые хлеба.
И родной колхоз его
Крепнет, хорошеет,
Гордо носит имя
Славное – «Борьба».

А.И. Плотников

Ведущий 2. Из воспоминаний К.Н. Постникова: «Вскоре после начала полевых работ наши колхозники собрались и начали обсуждать, какое название дать нашему абрамовскому колхозу. И.П. Плотников предложил назвать колхоз именем В.И.Ленина. Мне казалось, что, организуя колхоз в такой сильной борьбе, мы недостойны такого имени и предложил назвать колхоз «Борьба», как рожденный в борьбе. Со мной согласились и решили назвать наш абрамовский колхоз «Борьба»… После присвоения колхозу названия «Борьба» Алексей Балагуров взялся написать колхозу вывеску. Взяли старую вывеску в кооперации, и наш Алексей написал на ней – Абрамовский колхоз «Борьба»… Эту вывеску прибили над крылечком филатовского дома, где помещалось правление и конный двор колхоза».


В этом доме размещалось первое правление колхоза «Борьба»

Первые колхозники колхоза «Борьба»

Ведущий 1. Наш колхоз был в районе зарегистрирован пятым. Колхоз креп. С желанием большим работали колхозники. Их не пугали угрозы кулаков. В 1937 году в колхозе собрали очень богатый урожай. Но в селе произошло несчастье – страшный пожар дотла спалил 120 домов колхозников и все имущество. Половина села сгорела. Все силы и средства колхоз направил на помощь пострадавшим, на постройку новых домов. В этой беде абрамовцам помогали и соседние колхозы. Появились в селе новые улицы. Заново была построена и улица, ведущая к кладбищу. Сейчас её название – улица Лисенкова. А после того страшного пожара называли её в народе Каленов конец.


Улица Лисенкова (Каленов конец)

Каленов конец

Центр села. За церковью – ул. Лисенкова (Каленов конец)

Чтец 6.
«Каленов конец»
Мне досталось
Такое большое наследство –
Мне с ним горе – не горе,
Беда – не беда,
Мой Каленов конец!
Здравствуй, улица детства –
Непохожих, как люди,
Домов два ряда.
Ты названье «Каленов»
Имеешь недаром:
Вновь построен ты весь
На углях, на золе.
Был когда – то «конец»
Весь охвачен пожаром,
Стало улицей меньше
В родимом селе.
Но - народ! Значит – жизнь!
Время раны лечило.
Кто уехал –
Вернулся обратно в «конец».
Снова мать вещмешки
За порог выносила
И на фронт уходил
С сыновьями отец.
Возвращались
На милую сторону люди,
Без которой душа
Не живет, не поет.
Это было и есть
И, по – моему, будет-
На чужбине счастливо
Никто не живет!
Погляди на ома
Крыши все под железом.
В тополиных ветвях
Ветер буйно шумит.
Все бы так…
Только вот
Уж не скрипнет протезом
Фронтовик дядя Коля –
Хмельной инвалид.

А.И. Погодин

Ведущий 2. Но, говорят в народе, беда не приходит одна. Не успели ещё как следует обжить свои новые дома, другая беда на пороге. Теперь горе обрушилось на всю Россию – началась война. Почти все мужчины трудоспособного возраста ушли на фронт. В колхозе работали женщины и подростки. Председателем колхоза тоже была женщина – Томилина. Наряду с сельскохозяйственными работами женщины достраивали почти вручную трассу Горький – Арзамас – Муром, больше нам сейчас известную как Ардатовская трасса. 96 тружениц села были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов».


Балагурова Мария Алексеевна, Родина Евдокия Алексеевна, Немкова Екатерина Ивановна – стахановки первых пятилеток

Чтец 7.
«Это ты молодою была…»
Это ты молодою была.
По тропинке, блестевшей росою,
Вновь в луга предрассветные шла
С быстрокрылой отбитой косою.
И косила. Густая трава,
Пав на землю уже не шумела.
И кружилась слегка голова,
И спина постепенно немела.
Это ты молодою была.
Помнишь, песни какие ты пела?
«Мать, зачем в дом чужой отдала,
И в родном я работать умела».
И слезу на траву оброня,
Ты пыталась забыть о пропетом.
Это было давно. До меня.
В 41- ом. Тем памятным летом.

А. Погодин

Ведущий 1. А у Москвы и Сталинграда, на Курской дуге, у стен Ленинграда, на юге и на западе шли бои долгих четыре года. Более 500 человек наших земляков не вернулись с фронта, в том числе 196 человек из Абрамова.

Чтец 8. « В огне и клубящемся дыме»
В огне и клубящемся дыме
Мы шли. Грохотали бои.
Мы были тогда молодыми,
Россия, солдаты твои.
Но каждый сражался, как витязь.
С улыбкой глядит со стены
Ровесник мой Постников Витя,
Погибший в начале войны.
Смерть многих отважных сразила,
Та боль, как осколок во мне.
И Родина Саши могила
В Карельской лесной стороне.
Все плещутся крылья пожаров,
И ветер тревожно трубит.
За Одером Миша Назаров,
Мой друг незабвенный убит.
Я знаю, забвенье опасно,
Беспамятность смерти страшней.
О, Родина, ты не напрасно
Теряла своих сыновей.

А.Плотников

Ведущий 2. В 1968 году в центре села установлен памятник солдатам, погибшим за Родину. Их имена высечены на плитах у пьедестала памятника. А к 50–летию Победы появилась «Книга памяти». В ней имена не вернувшихся с войны арзамасцев. Есть в ней данные и о наших земляках. В стихотворении прозвучали имена друзей поэта Александра Плотникова. В «Книге памяти» есть сведения и о них.


Книга Памяти Арзамасского района

Сведения из Книги памяти о Назарове Михаиле Васильевиче, Родине Александре Ивановиче, Постникове Викторе Михайловиче. Звучит песня «Солдату я слагаю оду» (сл. А.Плотникова, муз. А. Середнева)

Чтец 9.
«Селу Абрамово»
Солнце осветило междузорье
И, лучась, над сводами взошло.
Не спеша, поднявшись из Подгорья,
Я вхожу в родимое село.
В час такой не выгляжу уставшим,
На село восторженно гляжу.
Первым делом к памятнику павшим
Летним утром молча подхожу.
Та война от нас уже не близко…
Помнит всё родная сторона.
Медленно на камне обелиска
Земляков читаю имена.
Мир нам дорог – в этом их заслуга,
Ярко в сквере липы зацвели.
И вдыхает сельская округа
Аромат проснувшейся земли.
Я свое волнение не прячу,
На душе приветливо, светло…
Признаюсь: я в жизни мало значу
Без тебя, родимое село!

Ю.В. Назаров

Ведущий 1. Послевоенное восстановление хозяйства проходило сложно. Многие не вернулись с полей сражений. Не было в селе семьи, мимо которой бы прошла война. Многие мужики были после ранений. Техники не хватало. Многое легло на плечи женщин. Но старались наладить мирную жизнь все. И всегда рядом с родителями были дети.

Чтец 10.
«Мальчонкой брала меня мама…»
Мальчонкой
Брала меня мама
Поле пшеничное жать.
Помнится мне, как упрямо
Серп я учился держать.
Мизинец,
Я помню, порезал
Неверным движеньем серпа.
Как брызнула кровь из пореза
На бронзу тугого снопа!
И пусть!
Боли не было вовсе.
Пусть ныли спина и плечо,
Звенели,
Звенели колосья,
И солнце пекло горячо!
Когда ж мы работу кончали,
Нам легкой казалась тропа.
Те годы давно уж умчались,
Но слышу я песню серпа!

А.И. Погодин

Ведущий 2. Шли годы, жизнь налаживалась в стране и в селе. Появляется в колхозе техника. Это требовало увеличения обрабатываемых земель. В 1950 – 1951 годах колхозы Мерлинский, Забелинский, Веригинский влились в абрамовский колхоз «Борьба». А к концу 50-х годов к ним присоединились Марьевский и Каменский колхозы. Каждый год колхоз принимал участие в главной выставке страны – ВДНХ и завоевывает награды.

Ведущий 1. С 60-х годов в селе началось интенсивное строительство: построена новая средняя школа, Дом культуры, аптека, стадион, старая школа переоборудована под больницу, проведен водопровод. Стали строить жилые дома с удобствами для тружеников колхоза и специалистов социальной сферы. Колхоз в те годы имел ежегодный доход более миллиона.

Постников Константин Николаевич – первый председатель и Кузьмин Игорь Андреевич – руководил колхозом – миллионером.
Средняя школа. Построена на средства колхоза «Борьба» в 1964 году
Детский сад «Теремок»
Второй микрорайон (ул. Школьная)
Участковая больница
Центр села. Административное здание.

Звучит песня «Цвети, мое поле» (сл. А. Плотникова, муз. А. Середнева)

Чтец 11.
«Село моё»
Я помню скособоченные хаты,
Тележный скрип, ползущий тяжело.
Глядело ты на мир подслеповато,
Абрамово, старинное село.
Века вручную сеяло, косило,
Но время обновления пришло-
Ты обуздало тракторную силу,
Абрамово, колхозное село.
Ты молишься теперь не на икону-
На телевизор, вспыхнувший светло.
Ты привыкаешь жить по – городскому,
Абрамово, российское село.
Крестьянских ты не забывай традиций,
Храни земное щедрое тепло,
Тепло полей, засеянных пшеницей,
Абрамово, родимое село.

А.И. Плотников

Ведущий 2. Благодаря интенсивному строительству жилья и культурно-бытовых учреждений в селе оставалась молодёжь, приезжали специалисты из других районов области. Всем находилось место и работа. Но жизнь меняется. Трудные времена переживала страна в 80-90-е годы 20 столетия. Колхозы постепенно разрушались, поля зарастали бурьяном… Разрушали церкви.

Чтец 12.
«Раскулачили нас…»
Раскулачили нас, раскрестьянили,
Мы забыли призванье свое.
Землю вытоптали, испоганили,
Изуродовали её.
И у шара земного усталого
Всё в ожогах и шрамах лицо,
И у дома отцовского старого
Покосилось резное крыльцо.
Перестройщиков слава скандальная
Добрый наш обесчестила дом.
И душа моя, чайка печальная,
Плачет над разоренным гнездом.
А.И. Плотников


Фотография старой и новой церкви

Ведущий 1. История церкви в Абрамове трагична. Храм в селе был закрыт в 1937 г. Долгое время она использовалась как зернохранилище, и вплоть до 1975 года стояла нетронутой. И вдруг по чьему-то неразумному решению была буквально стерта с лица земли. В течение нескольких дней церковь превратилась в груду битого кирпича, который потом пошел на ремонт местных дорог. От нее осталась 36-метровая колокольня, использовавшаяся до недавнего времени как водонапорная башня.

Чтец 13. «Баллада о церкви Иоанна Предтечи»
В честь Предтечи освятили
Нашу церковь на селе.
Много люду окрестили
В ней попы навеселе.
Но потом попов убрали,
Сверзли враз колокола.
И травой позарастали,
В птичьих стаях, купола.
И стояла молчаливо
Посреди она села.
Лишь крестилась суетливо
Бабка, если мимо шла.
А июльской душной ночью
Бог ты наш! – раскрыв глаза,
Люди видели воочью:
В крест ударила гроза!
Что за страшное знаменье?
Души грешные прости!
И решило тут правленье
Церковь с глаз людских снести.
Глох бульдозер постоянно,
Рвался трос, убить грозя…
Причитала тетка Анна:
«Грех какой! Ломать нельзя!»
Разрушители ж упрямо
Всё старались горячей.
И остались лишь от храма
Груды битых кирпичей…
Тот кирпич потом возили
По грязи и по дождю.
Вместо церкви водрузили
Идол – памятник вождю.
Если деды бы узнали
Церкви страшную судьбу,
То от гнева и печали
Повернулись бы в гробу
И рекли: «Вы обнищали
Верой, духом на земле».
В честь Предтечи освящали
Нашу церковь на селе.

А.И. Погодин

Ведущий 2. Согласно «Адрес-календарю Нижегородской Епархии» за 1904 год, в Абрамове в 1818 году был построен теплый каменный храм (престолы: главный – Рождества святого Иоанна Предтечи, правый придел великомученицы Варвары, левый – великомученицы Параскевы). До наших дней дошла колокольня, которая включена в «Государственные списки памятников истории и культуры Нижегородской области» как колокольня Предтеченской церкви (памятник градостроительства и архитектуры, документ о приобретении статуса – приказ от 24 апреля 2000 года № 5-ОД).

Ведущий 1. Пришло, наконец, время восстановления культовых сооружений, разрушенных в ходе бурных исторических событий прошлого столетия. Это необходимое и благородное дело. Иначе о каком возрождении страны можно говорить, если некогда величественные храмы, веками освящавшие землю русскую, будут стоять в руинах, осквернённые и покинутые. Не является исключением в этом деле и наше село.

Ведущий 2. Невозможно разрушить, снести с лица земли то, что было построено с любовью и верой. Дух захватывает, как подумаешь, каким был наш храм, пока не растащили его бульдозеры. В1996 году на сельском сходе был поднят вопрос о строительстве церкви. Поняли люди, что такому большому селу, как наше, без церкви не обойтись. В течение 2008 – 2010 гг. в селе был построен новый храм Рождества Иоанна Предтечи. Он построен на месте Иоанно-Предтеченской церкви. Сейчас началось восстановление колокольни.


Центр села – 70-е годы

Площадь Победы – 2011 год

Центр села. Февраль 2012 г.

Ведущий 1. 9 сентября 2011года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения храма в честь Рождества Иоанна Предтечи. Перед началом освящения церкви архиепископ Георгий сказал собравшимся: «У нас сегодня великая радость — мы совершаем молитвы в новом храме. Особенно в соборной молитве Церковь призывает на наш народ и нашу жизнь особую благодать Святого Духа. Как солнечный свет озаряет всякое растение, животное и человека, так и благодать Божия входит в нашу жизнь. Но один человек получает благодать, а другому она недоступна. Если мы будем находиться в доме, где стекла покрыты копотью, то будем сидеть в полутьме. Когда душа человека засорена грехами и страстями, в ней негде почивать Духу Божию. И наоборот: где мы очищаемся от греховной скверны, там поселяется благодать Божия. Грех есть нарушение закона, данного Богом. В храме человек очищается от греха. Желаю вам, чтобы этот храм стал кораблем спасения для вас, вашего села, ваших детей и внуков, чтобы они жили с Господом в Церкви, чтобы этот храм служил Богу и людям во все дни до скончания века».


Церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи – 2011 год

По окончании освящения правящий архиерей совершил в храме Божественную литургию.


Фотография с освящения церкви.

Фотография с освящения церкви.

Владыка Георгий. Освящение храма – 9 сентября 2011 года

Ведущий 2. Многое изменилось в селе за последние годы: в дома жителей пришёл природный газ, построена новая участковая больница, открываются новые группы в детском саду и новые магазины. Но главное – начинается возрождение сельского хозяйства. Наш колхоз, а сейчас это ООО «Абрамово», живет! В настоящее время в селе проживают около 1500 человек. Никто из села не стремится уезжать в город. Молодёжь возвращается в село, строят новые дома. А это значит, что наше село будет жить!

Улицы Абрамова


Улица Школьная (Околица)

Улица Медицинская

Улица 1 Мая (Караулов конец)

Улица Молодёжная

Площадь Победы (Село)

Чтец 14.
«Переулки, улочки…»
Переулки, улочки,
Улицы Абрамова
Помнят те далекие,
Давние года,
Как село родимое
Вырастало заново,
Уходили в прошлое
Бедность и нужда.
Прежние названия _
Вятиль и Околица,
Слобода, Тювеевка
Знал и стар и млад,
А село колхозное
Продолжало строиться
Своей новой линией
Радовало взгляд.
Над вечерним лугом
С узенькими тропками
Разливалась песня,
Трогая сердца.
Выходили парни
На свиданье робкое
То ли из Каленова,
То ль из Караулова,
То ли из другого
Нового конца.
До рассвета долгими
Были расставания,
Парами исхожено
За ночь всё село.
Перепели девушки
Все свои страдания,
Улетело времечко –
Новое пришло.
А когда нахлынут
Те воспоминания,
Они в сердце с песнями
Рядышком живут.
Через годы давние,
Через расстояния
Улицы Абрамова
Вновь к себе зовут!

Ю.В. Назаров

Ведущий 1. Вот и завершился наш необычный урок истории – поэтический. Мы думаем, что вы узнали сегодня что-то новое для себя. И мы рады, если в вас загорелась искорка гордости за родное село, воспетое поэтами – земляками. Насколько вы будете любить его, хранить традиции и культуру села, беречь то, что является историей, красотой и гордостью родных мест, зависит будущее села. Ведь многие села возникали, имели богатую историю, свои яркие личности, а потом эти поселения в силу тех или иных причин исчезали, оставив после себя лишь воспоминания у старожилов соседних поселений или людей, жизнь которых была связана с этими селами и деревнями. Потом не стало и этих людей, а вместе с ними не стало и памяти об исчезнувших поселениях. Забылось название, забылось место их положения, забылось все о них, словно не было той богатой и насыщенной жизни и истории. Нам в этом плане повезло. Основные моменты истории нашего села остались в сборниках стихов наших земляков Плотникова Александра Ивановича, Погодина Александра Ивановича, Назарова Юрия Владимировича. Мы воспринимаем русские села и деревни, как нечто единое целое, не подозревая, что каждая, пусть даже маленькая деревушка отличается во многом от множества таких же окрестных, имеет собственные неповторимые черты.

Чтец 15.
«Я родился и вырос в деревне…»
Я родился и вырос в деревне
Под высокий курлык журавля,
Где в тоске современной и древней
Под снегами томятся поля.
Где в полях, что росою проволгли,
Кони мчат сквозь густую траву.
Недалеко от матушки – Волги
Я родился, и рос, и живу.
Буду жить я, где ливни хмельные,
Где есть всё: и полынь есть, и мёд,
Буду жить я, где тополь России
Толь шумит, толи песню поет.

А.И. Погодин


Подгорье весной. Вид на село со стороны Арзамаса.

Об авторах стихов


Погодин Александр Иванович

Плотников Александр Иванович

Назаров Юрий Владимирович

Просмотров: 9352


Просмотреть свежие комментарии

Другие новостные материалы

Новости Арзамаса

Новости города на сайте Арзамас Гид

добавить на Яндекс
Кинотеатр Люмен Фильм

Афиша кинотеатра Люмен Фильм

добавить на Яндекс
Телефоны Арзамаса

Телефоны организаций Арзамаса

добавить на Яндекс

© 2008–2018 гг.
Арзамас Гид – Путеводитель по городу

город Арзамас
Контакты: arzamasgid@yandex.ru

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика

160x220
160x220