160x80
160x80
160x80
160x80
160x80
160x80
Арзамас Гид

Арзамас Воин и монах


Автор Е. Малыгина от 05.12.2013, 16:27

Почему Илья Муромец до сих пор не расстается с мечом? Для большинства россиян он ассоциируется с былинами, картиной В. Васнецова «Богатыри», легендой, красивым мифом. И только оказавшись в Карачарове Владимирской области, понимаешь, что эта личность – не плод народного воображения, а реальный человек, который сумел прожить свою жизнь так, что в сознании потомков она перевоплотилась в сказку, а слава его подвигов перешагнула рубежи веков.

Воскресная школа при храме Св. Духа бывала не раз в Муроме, но этой осенью целью поездки стало Карачарово, место в пяти минутах езды от города, куда сегодня стремятся попасть паломники и туристы со всего света. Нашим провожатым стал настоятель кладбищенского храма в честь святых мучеников Гурия, Самона и Авива отец Олег. После молебна преподобному Илие он повел нас на берег Оки – место, где стоит полуразрушенная Троицкая церковь, в основание которой, по преданию, дубовые венцы заложил святой.

Вообще, его житие очень поучительно, особенно для тех, кто хочет иметь здоровое потомство. Как следует из предания, дед Илии не признавал христианство и однажды топором разрубил икону. С тех пор в наказание за кощунство все мальчики рода рождались калеками. Не избежал этой участи и внук – он не мог ходить до 30 лет, пока в его дом не пришли три странника, «калики перехожие», которые исцелили его, наградив при этом неимоверной силой.

Мы стоим на высоком берегу Оки, откуда открывается потрясающая по красоте панорама. Отец Олег указывает рукой вниз, туда, где в начале XII века жила семья Илии (по некоторым источникам, они носили фамилию Чоботовы).

– Вот здесь начинал свои подвиги будущий защитник Отечества, – говорит наш провожатый. – Одно из первых проявлений его чудесной силы – выкорчевка дубов. В те годы местные мужички решили изменить русло Оки, по берегу которой росли могучие деревья. Чтобы свалить одно, требовались усилия нескольких человек, так вот Илия один мог заменить всю бригаду. Между прочим, несколько лет назад в реке действительно обнаружили останки дубов, по срезу которых определили возраст – он совпадал по времени с жизнью святого Илии. Обхват дерева – более 4 м, диаметр – 1,5 м. А вот видите гору? По преданию, когда Илия сел на коня, чтобы отправиться в Киев, конь (наверное, под стать своему седоку) забил копытами, да так, что из–под земли забили родники. Со временем их «свели» в один источник, к которому теперь верующие прибегают за помощью.

Да, много чего хранит память народная о своем герое–защитнике, но для меня подвиг этого человека заключается не в его силе (на Руси раньше было много людей с богатырской силой, это было обычным делом), а в том, что он нашел в себе силы стать монахом – и каким монахом! Вот это подвиг, так подвиг!

Снова обращаемся к житию, которое открывает удивительные добродетели (хорошее, но забытое сегодня в России слово) этого человека. В горниле собственных страданий, длившихся столько лет, Илия вырос и окреп духовно. Болезнь научила его ценить жизнь любого человека, понимать боль ближнего. Самое ценное, что он не возгордился силой, наоборот, считал ее даром Божиим, достоянием своего народа. Богатырскую мощь использовал исключительно против врагов веры и Отечества, ни разу не проиграл боя, с миром отпускал поверженных противников.

И все же – исполнив сыновний долг перед Родиной, он ушел в монастырь. Почему? По традиции, в те годы кованый меч часто заменяли монашеским одеянием, но есть предположение, что за спасение в одном бою Илия дал обет никогда не брать в руки оружия и не проливать чужой крови – он скинул свои доспехи у врат Киево–Печерской лавры, оставив только меч как память о прошлой жизни. Из былин мы знали о его победе над Соловьем–разбойником, битве с царем Калином, а что мы знали о его кончине? А ведь она не менее поучительна, чем его жизнь. На обитель напали враги, и Илия почувствовал зов воина – взял в руки меч, чтобы защищаться, но внутренний голос смиренного инока, напомнив об обете, заставил опустить руку с оружием, и в ту же минуту вражеское копье ударило в сердце – удар оказался смертельным.

Мощи преподобного сегодня хранятся в Антониевых пещерах Киево–Печерской лавры, но в Муроме (в Спасо–Преображенском монастыре) и Карачарове находятся частицы мощей, вмонтированные в руку деревянного изваяния богатыря. Арзамасцы тихо и благоговейно приложились к святыне и, кстати, к его мечу, который и сегодня напоминает о храброй доблести русского воина. Вообще, вид святого с оружием не просто впечатляет, как красивая картинка, он наполняет сердце чувством величия Родины, где жили (а впрочем, и до сих пор живут) такие исполины духа, которые в случае нужды дадут достойный отпор всем поганым соловьям–разбойникам.

Место это привлекает паломников и туристов из всех уголков Руси, вместе с арзамасцами в очередь к купальне источника выстроились москвичи. Часть смельчаков решилась подняться на высокий крутой холм, где установлен Поклонный крест. Буквально карабкаясь по ровной земле, где опорой служат стебли растений, мы как–то невольно сравнивали этот путь с духовной жизнью человека – тернистый, тяжелый, но спасительный.

И вот мы на вершине холма – дух захватывает от русского простора. Может, поэтому у нашего народа и душа такая широкая, как развернутые меха тальянки, всеобъемлющая и загадочная?! Набираем воды из источника, кто–то покупает вкусности в киосках, которых здесь в обилии. А потом подходим к Оке – направо ведет тропа на улицу, где стоит дом Илии Муромца. Сначала мы как–то воодушевились возможностью увидеть историческое здание, но батюшка нас очень тактично смирил – «Обыкновенный дом, где живут люди, что может выше святых мощей?!». И правда, чего глазеть на строение, смущать жильцов, когда святой Илия рядом с тобой, в сердце, только помолись ему от души да призови на помощь. Именно так сейчас поступают многие воины, которые совершенно правильно считают преподобного своим покровителем и защитником. Так поступили и мы – уезжая из приветливого уголка России, сотворив молитву: «Преподобне отче Илие, моли Бога о нас…».

Справка
Результаты исследований мощей святого Илии показали, что он был высокого роста – 177 см, нетленные останки носят следы многочисленных ранений, включая прижизненные переломы ребер и ключицы, удары от копья и меча. Кроме округлой раны на левой руке видно повреждение левой области груди – возможно, он прикрыл грудь рукой, и копье пригвоздило ее к сердцу. Память святого Православная церковь отмечает 1 января и 11 октября.

Источник

Просмотров: 2641


Просмотреть свежие комментарии

Другие новостные материалы

Новости Арзамаса

Новости города на сайте Арзамас Гид

добавить на Яндекс
Кинотеатр Люмен Фильм

Афиша кинотеатра Люмен Фильм

добавить на Яндекс
Телефоны Арзамаса

Телефоны организаций Арзамаса

добавить на Яндекс

© 2008–2018 гг.
Арзамас Гид – Путеводитель по городу

город Арзамас
Контакты: arzamasgid@yandex.ru

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика

160x220