160x80
160x80
160x80
160x80
160x80
160x80
Арзамас Гид

Арзамас Из Баварии в Россию


Автор Н. Астрова от 03.02.2014, 17:45

100 лет назад, 15 сентября 1912 года, на станцию Арзамас II прибыл первый поезд и было открыто пассажирское и товарное движение на отрезке пути Люберцы–Арзамас Московско–Казанской железной дороги. У истоков строительства самых первых объектов на станции и прокладки стальных магистралей, сыгравших впоследствии важную роль для развития города, стоял инженер–строитель И. Неменс. Его фотография бережно хранится в музее железной дороги. Благодаря публикации материала в нашей газете от 16 июля прошлого года о вековом юбилее водонапорной башни на станции Арзамас II, где упоминалось имя этого человека, нашлись его родственники. Об интересной судьбе инженера, приехавшего со своей семьей в наш город, поведала его внучка – кандидат физико–математических наук, доцент, преподаватель педагогического института с сорокалетним стажем Л. Мохова.

Как рассказала Любовь Николаевна, родился ее дед Иосиф Львович Неменс на Украине в 1878 году. В Херсоне он закончил реальное училище, здесь же познакомился с красавицей, судя по сохранившимся фотографиям, девушкой Цицилией, из очень состоятельной семьи Боровских. Она в тот период училась в женской гимназии. Когда встал вопрос о продолжении образования, то отец решил отправить дочь за границу, а также предложил и молодому человеку получить образование за рубежом, при условии, что его будущий тесть будет оплачивать и проживание, и обучение обоих. Итак, молодая девушка отправилась в Австрию – в Вене она поступила в консерваторию, а ее жених – в Германию. В январе 1901 года И. Неменс был зачислен студентом в королевское Баварское высшее техническое училище.

– В нашем семейном архиве сохранился диплом деда с гербовой печатью и переводом с немецкого на русский язык, заверенным императорской Российской миссией – говорит Л. Мохова. – Вызывает интерес шкала оценочных баллов, они выставлялись с десятыми и сотыми долями. Причем один балл соответствовал отличным знаниям предмета, два балла – означало «хорошо», три – «удовлетворительно», четыре – «неудовлетворительно», пять – «плохо». Кстати, такая шкала оценок в учебных заведениях действует в Германии до сих пор. Судя по этому документу, дед был сильным студентом, имея по всем предметам высокие баллы.

По прошествии 6 лет, когда учеба шла к концу, молодые люди узаконили свои отношения и заключили брачный союз в Германии. Там же в 1908 году родился их первенец – сын Федор. В 1909 году молодые специалисты прибыли в Россию. К тому времени в семье инженера в 1909 и 1911 годах появились на свет сыновья Александр и Лев. В тот период в стране шло активное строительство железных дорог, поэтому знания, полученные за границей, пригодились И. Неменсу в этом важном для экономики России деле. Начинал он свою трудовую деятельность в Тюмени, а в 1910 году, когда началось строительство первой части магистрали Люберцы–Муром–Арзамас–Шихраны (ныне Канаш), был принят инженером в управление Московско–Казанской железной дороги, руководил работами военного срочного характера по восстановлению разрушенных мостов, а также строительством на 10–м участке пути.

100 лет назад в Арзамасе, там, где сейчас мчатся поезда, стоял труднопроходимый лес, на такой местности проводились изыскательские работы, чтобы определить, где прокладывать пути, а также определялось месторасположение железнодорожной станции. Одним из первых объектов, который возводился на станции, была водонапорная башня. В прошлом году отмечался ее юбилей. Несмотря на свой солидный возраст, это монолитное сооружение высотой более 20 метров прекрасно сохранилось и до сих пор обеспечивает водой все железнодорожные службы, а также дома, расположенные в этом районе. Инженер И. Неменс при его возведении использовал немецкие технологии, которые изучал, будучи студентом в Германии. Поверхность стен башни идеально ровная, рядом с входом в стене есть металлическое клеймо с надписью: «Точное нивелирование», а также указана проба металла, который применялся в ходе строительства этого сооружения. Это свидетельствует о том, что инженер, который руководил строительством, знал свое дело очень хорошо.

Молодая семья поселилась в нашем городе в съемном небольшом домике на улице Песочной (ныне Березина). Чтобы жить в условиях российской глубинки, пришлось обзаводиться натуральным хозяйством. Его жена, будучи высокообразованным человеком, была вынуждена освоить и немудреную науку, как ухаживать за живностью во дворе, к тому же она была большая рукодельница – шила одежду для детей, вышивала, поэтому быстро освоила сельский уклад жизни и была прекрасной хозяйкой. – В 1918 году в Арзамасе в семье И. Неменса родился четвертый ребенок – девочка, которой дали имя Людмила, – продолжает рассказ Л. Мохова. – Это и была моя мама. К тому времени они жили в двухэтажном доме на улице Заводской (сейчас Угодникова), который купили родственники – родная сестра бабушки и ее муж. К сожалению, через полтора года, в 1919 году, а это был тяжелейший послереволюционный период, когда голод в стране способствовал распространению болезней, произошло несчастье – ее отец в возрасте 41 года умер, заразившись в одной из командировок по железной дороге брюшным тифом. Кстати, в нашем роду есть предание о том, что смерть в столь молодом возрасте моему деду нагадала цыганка. Так неожиданно оборвалась жизнь этого талантливого человека. Бабушка осталась, по сути, в чужом городе одна с четырьмя малолетними детьми. Будучи очень мудрым человеком и имея прекрасное образование, она сумела воспитать их достойными людьми, в этом ей помогали и родственники, которые к тому времени жили в Москве. Известно, что двое сыновей И. Неменса – Александр, имевший после окончания института бронь, но добровольцем ушедший на фронт во время Великой Отечественной войны, и Лев, который был связистом, – погибли. Недавно в архиве министерства обороны удалось найти наградной лист Льва Иосифовича Неменса. В период боевых действий на берегу Днепра в октябре 1943 года он сумел обеспечить бесперебойной связью командование части. За проявленные смелость и решительность был представлен к ордену Красной Звезды.

Моя мама Людмила Иосифовна пошла по стопам отца и большой отрезок своей жизни посвятила железной дороге. Закончив техникум народного комиссариата путей сообщения, который находился в нашем городе, а потом был переведен в Елец, во время Великой Отечественной войны работала на железнодорожной станции Арзамас II заместителем начальника одной из служб, была награждена медалью «За доблестный труд». Также была удостоена нагрудного знака «Отличный строитель». Сейчас историю нашей семьи изучает мой сын Александр, он около двух десятков лет занимается этой темой и составил генеалогическое древо нашего рода. Оно включает уже 9 поколений. И почетное место в этом списке занимает его прапрадед инженер И. Неменс.

Источник

Просмотров: 2501


Просмотреть свежие комментарии

Другие новостные материалы

Новости Арзамаса

Новости города на сайте Арзамас Гид

добавить на Яндекс
Кинотеатр Люмен Фильм

Афиша кинотеатра Люмен Фильм

добавить на Яндекс
Телефоны Арзамаса

Телефоны организаций Арзамаса

добавить на Яндекс

© 2008–2018 гг.
Арзамас Гид – Путеводитель по городу

город Арзамас
Контакты: arzamasgid@yandex.ru

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика

160x220