160x80
160x80
160x80
160x80
160x80
160x80
Арзамас Гид

Арзамас 4 июня. Взорванная жизнь


Автор В. Булыгин от 30.07.2014, 15:14

Странно, что чудовищное событие, свидетелями которого было все население 100-тысячного города, а потом причины его расследовались на государственном уровне, и сегодня, спустя четверть века, оставляет массу вопросов. В самом Арзамасе ответы на них сегодня вряд ли найдутся. Нам оставили удел - помнить о тех событиях, поминать погибших и продолжать задавать вопросы о причинах трагедии.

М. БАЛАКИН, в 1988 г. первый секретарь Арзамасского горкома КПСС:

- 4 июня в Арзамасе должно было пройти всесоюзное совещание руководителей и генеральных конструкторов предприятий авиационной промышленности. На этот же день намечены ответственные работы по замене газопровода большого диаметра на улице Калинина. Накануне мы с И. Скляровым распределили обязанности: мне предстояло принять участие в совещании, которое из-за жаркой погоды решено было перенести из города в профилакторий «Морозовский», а Иван Петрович как председатель горисполкома должен был руководить работами на газопроводе. Совещание начиналось как раз в начале десятого утра. Мне предоставили слово для приветствия участников, как вдруг все затряслось, полетели выбитые стекла. Первая мысль, что промелькнула в голове -рвануло на газопроводе. Я тут же выехал в город на дежурной машине, в районе Арзамаса II пересел в присланную навстречу «Волгу» и от водителя Юрия узнал, что взрыв произошел в районе Арзамаса I. Доехать мы смогли только до завода «Коммаш», далее из-за обломков разрушенных домов на машине было не добраться. Здесь уже были видны и жертвы трагедии, и, чем ближе, мы пробирались к эпицентру ' взрыва, видя погибших, фрагменты тел, кровь, тем отчетливее прояснялся масштаб случившегося. Охватил не страх, а очень тягостное чувство от осознания свалившейся на город беды. В считанные минуты удалось собрать членов бюро горисполкома, руководителей предприятий; в субботнее утро почти все были на рабочих местах. До 10-ти утра уже был создан чрезвычайный штаб по ликвидации последствий аварии. Были распределены основные направления работы и обязанности членов штаба. После осмотра места трагедии я доложил о случившемся в обком и ЦК партии.

Руководители области Ходырев й Соколов прибыли в город в половине двенадцатого. В 17 часов на вертолете прилетели члены правительственной комиссии, Она была очень представительной в составе министров, руководителей ЦК ВЛКСМ, профсоюза, органов безопасности. Нам очень повезло, что руководителем правительственной комиссии был назначен заместитель председателя Совета министров СССР Г. Ведерников, уже имевший к тому времени опыт по ликвидации последствий техногенных катастроф.

Самыми тяжелыми были первые несколько дней, когда кроме колоссального объема работы почти в круглосуточном режиме добавлялась эмоциональная нагрузка, связанная с похоронами горожан. Горе стало общим.

Врезался в память массовый порыв горожан, приходивших и спрашивающих: «Какая нужна помощь?». Огромные очереди выстраивались на станции переливания крови. Сразу стали приходить многочисленные посылки для пострадавших от людей из многих регионов страны, часть из них даже отправлялась на мое имя. Как можно забыть, что у нас за три месяца после 4 июня не было зарегистрировано ни одного правонарушения, хотя несколько дней, например, магазины стояли без витрин.

Г. БАЛЯСИНА, в 1988 г. фельдшер выездной бригады скорой помощи:

- В тот день я работала по графику. В начале десятого привезла ребенка на госпитализацию в детское отделение

Только успела передать документы дежурному врачу, и в это время прогремел страшный взрыв (то, что это был именно взрыв, не было никаких сомнений). Мы находились в приемном покое, и огромное стекло, разбившись на множество мелких осколков, пролетело мимо нас до двери. По какой-то очень счастливой случайности никого в приемном покое не задело. Было состояние оцепенения, из которого очень скоро вывели страшные крики. Я вышла в коридор и увидела, как со второго этажа бежит лавина матерей с детьми на руках, и этим потоком меня вынесло на улицу. Мы с водителем скорой решили, что взорвалась котельная на территории больничного городка, но, подъехав, поняли, что там все спокойно. Когда выехали из «Дубков» на Молокозаводскую, увидели выбегающих из домов испуганных людей и столб дыма и пыли со стороны переезда. Попробовали туда прорваться, но не смогли. Проехали только в объезд через низ города. Началась работа, рейс за рейсом перевозили до больницы Владимирского пострадавших, стараясь в пути оказывать первую помощь, хотя перевязочный материал кончился очень быстро. Сколько в тот день сделали этих рейсов, даже и не знаю!

В какое-то время на станции скорой помощи вдруг поняли, что куда-то пропала одна бригада. А проверив их последний утренний вызов, ахнули: фельдшер Галина Кисунькина и водитель Александр Казнин перед взрывом отправились на вызов на Высокую Гору. Уже потом узнали, что они везли на госпитализацию больного и захватили с собой еще попутчика, который попросился до города. На обратной дороге машина остановилась у переезда. В итоге нашли лишь фрагменты машины и руку с кольцом, по которому и опознали нашего фельдшера.

И. ВЛАСОВ, в 1988 г. работник завода радиодеталей:

-У нас рабочий день был. Я работал в филиале радиозавода, что находился на улице Ленина. В нижней части города взрыв было слышно не так отчетливо. Я лично услышал глухой хлопок. В сборочном цехе выдавило несколько окон. Выйдя на улицу через некоторое время, мы увидели серый дым в районе Арзамаса I и решили, что на нефтебазе произошла авария, там незадолго до этого уже происходило какое-то ЧП. А запомнились мне почему-то апельсины, которые появились в магазинах города буквально на следующий день.

К. СМИРНОВА, жительница ул. Жилкооп:

-Я возвращалась с рынка домой. На площади в «единичку» набился целый салон. Даже у вокзала Арзамаса I было не менее 50-ти пассажиров, я обычно на сидячем месте до дома доезжала, а тут стояла на водительской стороне. На повороте с ул. Станционной на Жилкооп (ныне ул. Ведерникова) водитель остановил, хотя остановки там не было, но попросились садоводы и жители Высокой Горы.

В этот момент увидела перед глазами какую-то черную полосу и больше ничего не помню. В сознание пришла только через неделю в Горьком, в реанимации ГИТО. 11 июня у меня как раз был день рождения, и самое первое, что увидела, очнувшись, был красивый букет в руках сына. Затем - долгое лечение, несколько операций, 1,5 месяца пролежала на спине, училась заново ходить. Ноги до сих пор больные и левое ухо не слышит. Это мне еще повезло на хороших врачей в Горьком, которые мне руку спасли (не дали отрезать) и, конечно , повезло, что вообще живой осталась; в том автобусе, думаю, выжили немногие. Домой я вернулась из Горького 4 сентября. Через год после взрыва увидела где-то фотографию . Не верю, что погибло 90 человек. Я прожила всю жизнь на Жилкоопе, ехала в том злосчастном автобусе, поэтому знаю, о чем говорю: жертв было гораздо больше. (К. Смирнова).

- По моему мнению, это была спланированная диверсия, о чем говорит много фактов. Стоит упомянуть не столь широко известный факт, что вагонов со взрывчаткой в составе было не 3, а 10, Еще 7 вагонов работники железной дороги своевременно отцепили и откатили. Известно, что поезд задержался на 1,5 минуты, а не будь этой задержки, то рванула бы и нефтебаза, и жертв с разрушениями было бы в разы больше, взрывная волна могла докатиться и до ядерного центра в Сарове. Было захоронено 93 человека, в том числе двоих, как ни старались, не могли ни опознать, ни выяснить личности. Последующие вскоре за Арзамасской катастрофы только подтверждают, что это были звенья одной цепи по разрушению великой страны. (М. Балакин).

Источник

Просмотров: 2968


Просмотреть свежие комментарии

Другие новостные материалы

Новости Арзамаса

Новости города на сайте Арзамас Гид

добавить на Яндекс
Кинотеатр Люмен Фильм

Афиша кинотеатра Люмен Фильм

добавить на Яндекс
Телефоны Арзамаса

Телефоны организаций Арзамаса

добавить на Яндекс

© 2008–2018 гг.
Арзамас Гид – Путеводитель по городу

город Арзамас
Контакты: arzamasgid@yandex.ru

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика

160x220