160x80
160x80
160x80
160x80
160x80
160x80
Арзамас Гид

Уважаемый посетитель!

Сайт Арзамас Гид поддерживается за счет средств с размещения рекламы и бесплатен для всех посетителей. Пожалуйста поддержите сайт! Переходите по баннерам и другой рекламе - это не отнимет у вас много времени. Возможно, Вы для себя найдете что-то полезное и нужное. А мы будем вам признательны!

Арзамас Поэт Иван Персонов


Автор В. Панкратов от 14.08.2015, 22:23

Первая книга стихов И. Персонова «Звук» вышла в Арзамасе, в типографии Порошенкова, что находилась в Поповом переулке, в 1916 году. Семнадцатилетний автор был горд и счастлив, он одаривал ею своих товарищей по реальному училищу. Но первый экземпляр послал в село Кочуново (ныне Бутурлинский район) с надписью: «Отцу моему Ивану Андреевичу Персонову. Автор». Затем последовал другой поэтический сборник, в основе которого был сказ о России, написанный песенно-былинным слогом. Подлинные, с искренними, очень личностными интонациями, стихи молодого поэта, правда, далекие от совершенства, западали в душу. Однако литературную известность он получил все же не как поэт, а как драматург.

АГИТАТОР, ПРОПАГАНДИСТ

Крестьяне Персоновы в Кочунове считались зажиточными. Родитель, Иван Андреевич, мечтал о наследнике, да только рождались все девчонки. И лишь тринадцатый, появившийся на Божий свет, несказанно утешил - то был мальчик, которого на радостях нарекли Иваном. Здесь же, в селе, младший Персонов окончил церковно-приходскую школу. Когда сыну исполнилось десять лет, отец, вознамерившись дать ему приличное образование, привез его в Арзамас. В заявлении на имя начальника училища он написал: «Я желал бы учить сына своего Ивана в Арзамасском реальном училище, покорнейше прошу допустить его к экзамену для поступления в 1 класс». Иван Андреевич не случайно остановил свой выбор на здешнем училище - оно считалось в России третьим по успеваемости после Санкт-Петербургского и Варшавского.

Однако полный курс обучения завершить юноше не довелось. То были предреволюционные годы, и некоторые ученики училища, горевшие желанием изменить жизнь к лучшему, сгруппировались вокруг социал-демократического кружка. К тому же и среди преподавателей были революционно настроенные. И вот уже вмае1917 года Персонов – член партии большевиков. А осенью в училище организовали учинический комитет, который доверили возглавить Ивану к тому же он взвалил на себя еще одну ношу – редактора ученической газеты. В комитете и в газете Персонов настойчиво проводит линию демократизации учебно-воспитательного процесса.

Деятельность комитета раздражает, нервирует училищное начальство, последней каплей терпения стал памфлет Персонова «Свиньи», за что его изгнали из реального. Долго без дела сидеть не пришлось - он окунулся с головой в пропагандистскую работу: мотается по волостям Арзамасского уезда, организует партийные ячейки, ведет разъяснительную и агитационную деятельность среди крестьян.

По поручению Арзамасского уездного комитета партии большевиков составляет воззвание к «Женщинам-труженицам!», которое звучит, как набат: «Задумывались ли вы когда-нибудь о своем положении? Жили ли вы когда-нибудь по-человечески? Много ли радостей было у вас в вашей жизни? Сколько мук вынесли, сколько незаслуженных обид, сколько побоев от пьяных мужей потерпели вы на своем веку? Сколько никем не замеченных слез было пролито вами?

В детстве вас не пускали в школу забитые нуждой и темнотой родители - не бабье дело, бабье дело - замуж выходить, детей рожать? Не спрашивали вас о вашем согласии, когда выдавали за нелюбимого человека - не бабье дело! Не смели вы вступать в разговор - молчи, баба, не твое дело. Вас не считали нужным приглашать на собрания - не бабье дело. Вас не считали за людей! Вечно вы были в угнетении, вечно вы были рабами.

<...> Разве не вы, вдовы, бьетесь как рыба об лед, сводя концы с концами, растя малых детей? Разве не вы, матери, грудью своей вскормили все человечество? Время невежества и рабства прошло и должно, должно исчезнуть навсегда! Долой же спячку! Пора строить новую, свободную светлую жизнь!

<...> Вперед же - к знанию, к свету! Просыпайтесь, женщины-труженицы! Посещайте собрания, читайте газеты, беседуйте о происходящих событиях, вырабатывайте из себя сознательных работниц!

Организуйтесь! Рвите цепи невежества! Свету, свету больше! К знанию! На борьбу с тьмой!

Одновременно Персонов занимается созданием системы внешкольного образования, осноованием в волостях коммунистического союза молодежи Арзамаса, является секретарем и членом редколлегии газеты «Молот».

Теперь его стихи постоянно публикуются в «Молоте». И настрой их уже не тот. В прежних сборниках он воспевал природу, натуру, как, например, в стихотворении «Из снов весны»:

Ночь эту вместе с тобой проведем,
В чащу лесную от шума уйдем,
Нежным покровом оденет нас лес.
Будем мы в мире чудес.
Будут нам сниться счастливые сны
Вновь пробудившейся юной весны,
Сказку свою нам расскажет ручей,
Песню споет соловей.
Звезды покажут, блестя с высоты,
Чудо-картины лесной красоты.
Ветер с цветочками будет играть,
Будет нас нежно ласкать.
Ландыши взглянут с улыбкой на нас
В этот счастливый радостный час,
И незабудки, попавши на грудь,
Будут шептать: «Не забудь, не забудь!»

Сейчас же лирико-романтический настрой сменяется бунтарством, революционным па-фосом, автор призывает к борьбе за счастливое завтра, которое, он полагает, уже не за горами:

Я верю, что придет пора,
Когда не будет слез и муки
И род людской подымет руки
К заветам правды и добра.
Я верю, что придет любовь,
Что зло и ненависть не вечны,
Что мрак царит не бесконечно,
Не бесконечно льется кровь.
Умолкнет звон и лязг цепей,
Рассеют тьму лучи науки,
Мечи держать устанут руки,
Сердца смягчатся у людей.

Только перечисление одних названий стихов - ярких, броских, густо-насыщенных - дает представление, что особенно волновало в те годы И. Персонова: «1917 год», «Война», «Пора придет», «За кем идти?», «К свету», «Песнь бунтаря», «Светает», «Клятва коммунаров», «Рабочему», «Крокодиловы слезы» и т. п. Исповедальные, обжигающие сердце строки не могли оставить равнодушным читателей, которые, как и автор, полны надежды, что все образуется, разрешится, жизнь наладится...

УВЛЕЧЕНИЕ ТЕАТРОМ

В эти годы же в Арзамасе зарождается пролетарский театр. Хотя, надо признать история сценического искусства в городе восходит к началу XIX века. В 1817 году из учеников провинциальной школы рисования и живописи академика А. Ступина сформировалась любительская труппа, которой руководил вплоть до конца 1840-х годов сын академика Рафаил. В 1880-е годы прославился театральный кружок, организованный К. Оборским — мужем племянницы Пушкина Ольги Львовны. Пьесы Гоголя, Островского, Чехова, Горького играли на рубеже XIX-XX веков в любительском театре при Арзамасском обществе трезвости.

А в 1919 году группа молодых людей организовала художественный кружок, руководил которым режиссер из Нижнего Новгорода А. Горов (Егоров). Вполне естественно, что И. Персонов, романтик по натуре, становится самодеятельным актером.

Когда же уездный исполком назначает его театральным инспектором и поручает ему организацию театральной самодеятельности в городе и на селе, Персонов делает ставку на широкую демократизацию театра, стремится к тому, чтобы всякий пришедший на спектакль остался доволен и в другой раз посетил храм Мельпомены.

Первый спектакль, который дали самодеятельные артисты, был по пьесе Л. Андреева «Дни нашей жизни», написанной в 1908 году. Конечно, странно, что в разгар гражданской войны выбрали именно эту пьесу, действие которой происходит в конце XIX века. Да и сюжет далек от того, что проистекало в Арзамасе тогда: студент Глуховцев влюбляется в нежную, чистую девушку Оль-Оль, но она признается, что она - содержанка, так как ее отец после смерти оставил семье долги и мизерную пенсию, и сама мать поставляет ей клиентов. Может быть, свою роль в выборе пьесы сыграло то, что творчество Андреева считалось новаторским.

Так или иначе, но уже после первых спектаклей утвердилось мнение, что Персонов - на афишах он значится все чаще как И. Аратский - хороший актер, что он, по словам товарища по сцене А. Панова, является «человеком новой формации, знающим не только классический репертуар, но и быстро освоившим новые амплуа...» То есть, ему прекрасно удавались роли нового героя - человека из рабочей среды, который становился главной фигурой современности.

«Увлечение театром породило непреоборимое желание пройти настоящую театральную школу», - писал Иван Иванович в своей автобиографии. И поэтому в 1921 году он отправляется в Москву, поступает на драматическое отделение Московского театрального техникума. Завершилась учеба дипломной работой: в спектакле по пьесе С. Найденова «Дети Ванюшина» Персонов сыграл одну из главных ролей - старика Ванюшина, с которой он справился блестяще, что и послужило основанием оставить его в техникуме - сначала стажером-практикантом, а потом преподавателем сценического искусства. Одновременно в 1925-1927 годах сотрудничает с рядом московских клубов в качестве художественного руководителя и режиссера.

ОТМЕЧЕН ПРЕМИЕЙ

Тогда же Иван Иванович начинает пробовать свои силы как драматург. В 1924 году выходит его первая пьеса «Урожай», в которой, как и в последующих - «Гнилые корни», «Нелады», «Свои и чужие», - перед зрителем предстают картины из жизни крестьян, борьбы за новый деревенский быт. И эти пьесы пользуются большим спросом в деревнях. Секретарь комсомольской ячейки из Заволжья писал Персонову: «Ваша пьеса «Гнилые корни» очень заинтересовала нас и глубоко повлияла на публику. Сейчас наш клуб обслуживает четыре деревни. Товарищи мне поручили достать пьесу, которая заинтересует народ. У нао пьес подходящих нет. Нам нужны такие, в которых действующих лиц не больше десяти. А то получается некрасиво». Автор письма имеет в виду, что из-за малочисленности одни и те же артисты вынуждены в спектакле играть разные роли. В 1927 году Иван Иванович выпускает методическое руководство для работы драмкружков «Живая газета в деревне», ставшее хорошим подспорьем самодеятельным театрам.

Интересно, что А. Бородин, анализируя «Идейно-тематические основы пьесы» на примерах «Грозы» А. Островского, «Ревизора» Н. Гоголя, «Шторма» В. Билль-Белоцер- ковского и других авторов, высоко отзывается о «Собственности» И. Персонова, где наиболее ярко показана драматическая коллизия главного действующего лица А. Пригожина, который переживает борьбу противоречивых устремлений. Основная тема «Собственности» - разлад, происходящий в душе Антипа, и его отношений к тем двум противоположным лагерям, из которых один тянет его назад, к прошлому, а другой — вперед, к лучшему будущему. В то же время побочная тема пьесы - подрывная работа классового врага, пробравшегося в колхоз, - раскрывается в образе кулака Тихона, взаимоотношения которого со сторонниками колхоза образуют побочные линии фабулы этой пьесы. «Собственность» (второе название «Родня») была написана в 1933 году, ее широко ставили по всей стране - она выдержала четырнадцать изданий на разных языках народов Советского Союза. Мало того - в том же 1933-м она перешагнула океан и была поставлена в Нью-Йорке. Пьеса была признана лучшей на конкурсе Совнаркома СССР, газета «Известия» присудила Ивану Ивановичу премию, его приняли в Союз писателей и членский билет вручал ему М. Горький.

Внимание драматурга привлекают также исторические темы. Он пишет пьесу «Кровавое воскресенье», а к 30-летию революционных боев 1905 года совместно с писателем Г. Добржинским - драму Безумство.

В газете «Советское искусство» от 23 декабря 1935 года И. Персонов писал: «...Мы ставили перед собой очень трудную задачу: построить пьесу таким образом, чтобы ее героями были действительные участники пресненских событий. Пьеса построена на последовательном показе восстания и баррикадных боев на Пресне в декабре 1905 года. Центральными действующими лицами являются рабочие Прохоровской мануфактуры, участники декабрьского восстания, руководимые представителями МК партии большевиков в лице т. Седого (в пьесе т. Степной). Показывая в пьесе поражение декабрьского восстания московских рабочих, мы стремились к тому, чтобы наша пьеса прозвучала бодро, оптимистически и давала зрителю настоящую революционную большевистскую зарядку. Многочисленные беседы с участниками революции 1905 года и обсуждения в доме ветеранов революции во многом нам помогли».

В 1930-1950-е годы многие театры страны ставили драму И. Персонова и Г. Добржин- ского «Великий еретик», в которой повествуется о жизни великого физика и астронома Галилео Галилея. К пьесе обращались маститые и начинающие режиссеры того времени. Среди них - будущий лауреат Государственных и Ленинской премий Г. Товстоногов, поставивший драму в Русском театре юного зрителя (Тбилиси) в 1936 году вслед за «Предложением» А. Чехова, «Женитьбой» Н. Гоголя.

ПАМЯТЬ

К сожалению, творческая деятельность И. Персонова оказалась не столь продолжительной. Долгие годы он страдал туберкулезом и 24 мая 1938 года скончался, не дожив до сорока лет. Похоронен писатель на Новом Донском кладбище. Критики и историки литературы назвали его ярким зачинателем советской деревенской драматургии.

Память о нем бережно хранят в Бутурлинском историко-краеведческом музее. Здесь берегут пьесы, изданные при жизни Персонова, фотографии его и фотографии с постановок пьес, а также автобиографию с его личной подписью, написанную им незадолго до смерти. Вот и в этом очерке я использовал материалы и фото Бутурлинского музея. Есть некоторые документы, связанные с И. Персоновым и в нашем историко-художественном музее.

Данный материал может быть использован другими источниками информации только с письменного согласия МАУ «Редакция газеты «Арзамасские новости»

Источник

Просмотров: 2552


Просмотреть свежие комментарии

Другие новостные материалы

Новости Арзамаса

Новости города на сайте Арзамас Гид

добавить на Яндекс
Кинотеатр Люмен Фильм

Афиша кинотеатра Люмен Фильм

добавить на Яндекс
Телефоны Арзамаса

Телефоны организаций Арзамаса

добавить на Яндекс

© 2008–2017 гг.
Арзамас Гид – Путеводитель по городу

город Арзамас
Контакты: arzamasgid@yandex.ru

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика

160x220