160x80
160x80
160x80
160x80
160x80
160x80
Арзамас Гид

Красное Национальный колорит


Автор Н. Анатольева от 16.03.2014, 18:20

История изготовления валенок в нашем районе насчитывает более 200 лет. На смену лаптям.

До начала XIX века люди зимой и летом ходили в лаптях, которых хватало на четыре–пять дней носки, а потом они протирались до дыр. Валенки пришлись крестьянам и по ноге, и по нраву. Поскольку российский климат мягкостью никогда не отличался, валенки очень быстро прижились среди разных сословий и вскоре стали неотъемлемой частью русского костюма, русского образа жизни и русской зимы.

Национальный колорит

Валяльное производство освоили в ряде деревень Арзамасского уезда, в числе первых – в селе Красном. Первое упоминание об этом селе встречается в архивных документах 1593 года. Среди местных жителей бытует предание, согласно которому два мордовских купца основали в селе мануфактуру по производству красного сукна. От этого, якобы, пошло название села. Мануфактура просуществовала недолго, но местные крестьяне научились обрабатывать овечью шерсть. Поэтому позднее был развит кустарный промысел по изготовлению валяных изделий: валенок (катанок), шляп, пальто, ковров и стелек.

Между делом

Русский крестьянин был не только земледельцем. Исстари занимался он разными ремеслами, которые давали ему неплохой приработок. «Живем не без промысла», – говорили крестьяне. Явление это без преувеличения можно назвать крестьянской ремесленной промышленностью, деятельность которой развивалась, как правило, после выполнения сельскохозяйственных работ, а спектр ее был необычайно широк.

Развитию валяльного промысла способствовало и малоземелье крестьян, вынуждавшее их искать дополнительные источники существования. Согласно статьям 206–209 третьего раздела Ремесленного Устава сельские обыватели могли без помех заниматься ремеслами в селениях и свободно привозить свои изделия для продажи в город. В XVII–XIX веках село Красное принадлежало разным помещикам – Матюшину, Голицыну, Зубову, Стобеусу. Именно при помещике Зубове в селе было заведено валяльное производство в 1840–1850–х гг. В этот период помимо войлочного производства распространилось шерстобитие. Богатые крестьяне закупали сырье, производили его обработку.

Матрайские катанки

Первыми в Красном освоили это ремесло братья Гоглевы, за ними Антипины. Прибыльным оказался этот промысел. Технология валяния в Красном передавалась из поколения в поколение, а потому у каждого умельца был свой секрет и валенки получались особые. Простые валенки красноселы «катали» (отсюда второе название «катанки») из овечьей шерсти естественных цветов – черной, серой, белой. Для более фасонистых моделей «писаных» сапог использовали мягкую козью шерсть. Еще не скатанные окончательно, их прошивали толстой иглой с красной, белой, если сапог катался черным, или другими цветными нитями. При дальнейшей катке цветные нити сваливались с шерстью, образуя мягкие линии узора. Чаще украшались женские валенки – они хорошо дополняли народный зимний костюм нижегородок. Изделия крестьян из села Красного расходились по всей Нижегородской губернии. Умельцы в тайне хранили секреты технологии, передавая их по наследству. Боязнь конкуренции, желание скрыть секреты своего мастерства привели к тому, что красноселы вскоре стали использовать особый язык – матрайский. Отсюда за красноселами закрепилось прозвище – «матраи».

Передавали по наследству

Первые валенки стоили очень дорого – два серебряных рубля за пару, поэтому такую роскошь позволить себе могли только зажиточные крестьяне. У бедных была всего одна пара на всю семью. Зажиточной считалась та крестьянская семья, где валенки носили все ее члены. Валенки были дорогим подарком, их передавали по наследству. Для солдата, отправляющегося на службу, вообще ничего дороже валенок не было – теплая и прочная обувь не только берегла от холода, но и в бою могла защитить ноги от мелких осколков.

Сапоговаляльные заведения в Арзамасском уезде начинали работу с 22 октября (по ст. стилю), иногда с Покрова дня и продолжали до Масленицы или середины Великого поста. Рабочий период составлял 20 недель (от 5 до 6 месяцев с октября до апреля).

Технология, проверенная временем

За несколько веков методика валяния ничуть не изменилась. Традиционно для изготовления валяных сапог использовали овечью шерсть. Но арзамасские валяльщики помимо овец стригли коз и собак. Шерсть брали только с живых животных, наиболее ценной считалась шерсть августовского пострига под названием «летнина». В отличие от кожаных сапог, два валенка – совсем не пара: и делались они не по лекалам, а уплотнялись самопроизвольно, – каждый валенок неповторимый уникум в своем роде, даже если одного размера, все равно один чуть полнее, другой темнее, третий курносее. Работали кустари в так называемых «катальнях» – деревянных избах небольшого размера, с русской печью и одним или двумя котлами, проводя за работой целые дни.

Широкий ассортимент валяльных товаров предлагали арзамасские мастера русским и иностранным покупателям. На Всероссийской промышленной и художественной выставке в 1896 году мастер из с. Кичанзино С. Корсаков представил сапоги черные поярковой шерсти мужские и женские; красноселы Г. Меньшов – сапоги женские, мужские и детские из поярка, крепкие и красивые сапоги изготовил для выставки А. Утенков.

В августе 1897 года в Красном произошел опустошительный пожар, истребивший около 200 домов и много мастерских по обработке шерсти. Пожар сказался и на валяльном промысле.

Еще до революции сельские мастера начали объединяться в артели. В 1911 году В. Стулов создает артель по производству валяных стелек и сапог и строит первую в селе чесальню.

Дороже золота

Несмотря на всю тяжесть труда, валяльное производство продолжало развиваться. В 1915 году в Арзамасском уезде насчитывалось 96 валяльно–сапожных заведений. После революции в с. Красном работала артель «Ударник», где продолжали валять валенки. В годы Великой Отечественной войны для фронта она выпустила 350 тысяч пар валяных сапог. Многие из них не раз возвращались на фабрику, их чинили, подшивали и снова отправляли на линию огня. Немцы считали валенки лучшим трофеем и готовы были обменять их на любую ценность, даже на золотые часы.

Фабричное производство

В послевоенные годы валенки производили не только кустари. В советское время их изготавливали и на Арзамасской войлочной фабрике. Она берет начало от созданного Жевакиными, выходцами из Выездной Слободы, в XIX веке кошмовального завода на окраине города. После появления на фабрике в 1903 году первого энергетического и технологического оборудования вырабатываемый войлок приобретает европейскую известность. Более полутора веков предприятие изготавливает классические войлоки из натуральной шерсти, которые применяются в различных отраслях народного хозяйства.

На пальму первенства появления валяльного промысла на Нижегородчине в свое время претендовало село Хохлово Арзамасского уезда. Сохранилось предание, которое рассказывает о том, как некий Миколушка Черный «своей выдумкой» научился валять кошмы. Он долго прятался от любопытных глаз на подволоке, на чердаке и тихо там работал. Но шила в мешке не утаишь! Спустилось с чердака на вольный свет ремесло, освоили его родные Миколушки, потом соседи. Легенда говорит, что много лет потом валяли селяне так называемые «коровьи сапоги» – из коровьей шерсти, нестиранные. И такие это были теплые сапоги, что запрос на них шел из–за границы.

Семейное дело

Испокон веков славилось село Красное мастерами, которые в совершенстве владели войлочным промыслом. В их числе и семья Мельниковых, отметившая 3 года назад 50–летие совместной жизни.

– Почти 40 лет это ремесло шло с нами по жизни, – говорит глава семьи Александр Николаевич. – И мой отец в совершенстве владел технологией изготовления валенок. Перед самой войной он работал в красносельской артели по изготовлению валенок экспедитором – возил готовую продукцию в Шатки. А вот передать свой опыт детям не смог – помешала война, где он погиб, а мне в то время было всего 6 лет. Повзрослев, учился у своего дальнего родственника, как из шерсти делать войлочную заготовку, которая благодаря большим усилиям потом превращалась в сапог. Особых сложностей в этом деле нет, просто нужно много трудиться, тогда все получится. В 1959 году, отслужив в армии, встретил свою вторую половинку – красавицу Марию Александровну. И вскоре изготовление валенок стало нашим семейным делом. Для этого рядом с домом построил помещение, оборудованное специальным столом, на котором, как у нас говорят, стирали войлок, котлом, который постоянно грелся, в нем войлок для лучшего скатывания пропитывался кислотой, а также красили валенки. Потом их еще раз стирали, и когда заготовки становились тонкими и эластичными, их насаживали на специальные колодки, которые были разных размеров – мужские, женские и детские.

– Этим мы занимались в свободное от основной работы время, – дополнила хозяйка. – На очистных сооружениях график был скользящий – сутки через двое, что было удобно для нас, поэтому дело спорилось. Много валенок приходилось делать на заказ – к нам приходили из всех окрестных сел, готовую продукцию продавали также на рынке.

Как отметил глава семьи, благодаря этому ремеслу (в год изготавливалось 70–80 пар валенок) в доме всегда был достаток. В числе первых в селе был куплен автомобиль «Москвич», на нем на рынок доставляли валенки, оттуда везли сырье – шерсть. Средств хватало и чтобы свой дом перестроить, и для двоих сыновей возвести просторное жилье.

– Нынче валенки не в моде, – сетует хозяин, – поэтому почти 20 лет как это семейное дело пришлось оставить. Сегодня в Красном уже почти не осталось тех, кто владеет этим ремеслом, оно постепенно забывается, а жаль. Обувь для зимы, особенно в сельской местности, очень хорошая, да и для здоровья полезная.

Источник

Просмотров: 3457


Просмотреть свежие комментарии

Другие новостные материалы

Новости Арзамаса

Новости города на сайте Арзамас Гид

добавить на Яндекс
Кинотеатр Люмен Фильм

Афиша кинотеатра Люмен Фильм

добавить на Яндекс
Телефоны Арзамаса

Телефоны организаций Арзамаса

добавить на Яндекс

© 2008–2018 гг.
Арзамас Гид – Путеводитель по городу

город Арзамас
Контакты: arzamasgid@yandex.ru

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика

160x220
160x220